10:58
Тайны пещерного скита ещё ждут своих открывателей.

   Харьковские археологи подвели итоги летних экспедиций полевого сезона 2013 года, а найденные во время раскопок артефакты по традиции выставили на всеобщее обозрение в Музее истории Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, где они будут экспонироваться до 17 декабря.

   Как обычно, всё уцелевшее и отвоеванное этим летом у земли имущество наших далеких предшественников, населявших территорию нынешней Харьковщины начиная от палеолита до возникновения Слобожанщины, не вместилось в экспозиционные витрины музея. Ещё ни разу многочисленные команды археологов Исторического музея, ХНУ им. Каразина и других вузов не возвращались из своих экспедиций с пустыми руками, а находкам и открытиям до сих пор не видно конца. Порой они лежат буквально под ногами, и страшно подумать, сколько же осколков ушедших эпох безвозвратно погибли, попав в руки несведущих людей, под плуг трактора или в ковш экскаватора...

Охрана  не спасла...

  На этот раз самый богатый «улов» пришелся на долю Слобожанской археологической службы.

— Сезон был невероятно успешным, — делится её директор, кандидат исторических наук Ирина Голубева. — Я бы сказала, что по значимости для науки и для экспозиций музеев он превзошел результаты деятельности нашей службы за все предыдущие годы. Во-первых, мы закончили полное исследование скифского поселения, что само по себе беспрецедентно для Харьковской области, поскольку это единственное на её территории полностью раскопанное поселение скифского периода. Мы изучили жилища, многочисленные хозяйственные постройки, нашли много керамики, части конской упряжи, наконечники стрел и т. д.

— Сколько же времени ушло на эту работу?

— Четыре года. Частично нам «способствовало» и то, что на многих участках поселения культурный слой был разрушен современной пахотой. Существует мнение, что распашка не вредит археологическим памятникам. На самом деле очень вредит! Если памятник содержит небольшой культурный слой, то распашка его полностью уничтожает, что частично и произошло с этим скифским поселением.

   Но на этом наши исследования скифских времен не закончены. В этом году нам повезло раскопать курганы, возникшие как во время прихода скифов на эту территорию в конце VII — начале VI вв. до н. э. (курган возле города Люботин), так и в период их ухода отсюда в конце V — начале IV вв. до н. э. (курганы возле села Кусторовка Краснокутского района).

   Два женских кургана возле Кусторовки были разграблены еще в древности, но не очень «качественно», поэтому в них остались некоторые вещи. К сожалению, одно из захоронений было перерезано современными коммуникациями, поэтому найти в нем удалось только стопы ног, череп и обломок железного ножа с костяной ручкой. А вот второе сохранилось гораздо лучше. В погребальной камере мы нашли остатки напутственной еды, железный нож и курильницу. Кроме того, у захороненной женщины были стрелы, что позволяет называть её «амазонкой», а ещё — бусы (с синими бусинами пирамидальной формы, благодаря которым можно с большой точностью датировать это захоронение) и бронзовое зеркало, т. е. при жизни она следила за своей внешностью. Судя по состоянию костей, женщины в обоих курганах были молодыми, возрастом по 20—25 лет.

  Кроме того, в одном из этих курганов мы нашли идеально сохранившееся захоронение охранника (тоже молодого мужчины) с колчаном стрел и железным ножом. Правда, у него отсутствовала голова. Есть предположение, что её специально поместили в основное захоронение к охраняемой женщине, чтобы голова могла наблюдать за её безопасностью.

— Получается, охранника специально умертвили, чтобы захоронить рядом с этой женщиной?

— Вероятно, да. Если бы это был муж, то его положили бы рядом.

От Тохтамыша  до царя Бориса

— Какие артефакты оставили для ваших экспедиций другие эпохи?

— В этом году нам удалось исследовать три ранее неизвестных кремационных могильника салтовской культуры. Один был найден возле пос. Кочеток Чугуевского района, ещё два — в Гомольшанских лесах, где мы работали совместно с сотрудниками Национального природного парка «Гомольшанские леса» и военно-патриотическим клубом «Ориентир». Эти находки важны сами по себе, потому что таких могильников известно мало. В них мы нашли элементы конской упряжи, поясные наборы, ножи, серпы, сабли, а также монеты, датированные VIII веком н. э. Их оставили народы Хазарского каганата.

   Следующие находки представляют уже XIV век — период Золотой Орды, который предшествовал Дикому полю и возникновению Слобожанщины. Во время раскопок на берегу реки Уды между сёлами Заудье и Введенка Чугуевского и Харьковского районов мы обнаружили поселение и клад серебряных дирхемов, отчеканенных во время правления хана Тохтамыша, а также других ханов. Среди находок — земледельческие орудия труда, ножи, пряжки. Очень интересен факт наличия кузнечного производства. Об этом свидетельствует находка крицы — заготовки очищенного от шлаков железа, из которой ковали изделия.

В настоящий момент это единственное известное ордынское поселение на территории Харьковской области, которое может подлежать дальнейшему изучению. Два других либо недоступны для исследований (как на улице Квитки-Основьяненко в Харькове), либо уже полностью раскопаны (возле села Олешки).

— Известно ли, какой народ здесь жил — предки славян или монголо-татары?

— На этот вопрос пока нет однозначного ответа. Например, во время раскопок в 2008 г. на улице Квитки-Основьяненко были обнаружены остатки керамики как местного населения времен Киевской Руси, так и ордынского типа. Это говорит о том, что население из Золотой Орды всё-таки оседало здесь и занималось земледелием. Как долго это было, надеемся установить в ходе дальнейших раскопок на месте обнаруженного поселения.

— Какова судьба участка на улице Квитки-Основьяненко, где в 2008-м вами были обнаружены остатки поселения, возраст которого оказался на несколько столетий старше официальной даты возникновения Харькова?

— Участок, как известно, отводился под застройку и сегодня он по-прежнему обнесен забором. Эту территорию мы уже полностью обследовали, поэтому археологические работы там больше не планируются. А расширение раскопов в стороны пока невозможно, поскольку вокруг — городские дороги и здания.

— Продолжаете ли вы исследования Цареборисовской крепости возле села Красный Оскол Изюмского района?

— Конечно. В этом сезоне мы раскопали небольшую площадь, но на ней обнаружился очень интересный комплекс, который мы назвали «два в одном». Это московское жилище рубежа XVI —XVII веков, которое позже было «перерезано» производственной постройкой с горном черкасского периода. Было найдено много керамической посуды, серебряные и медные монеты Московского царства и Речи Посполитой. На выставке в музее университета вы можете увидеть среди находок бронзовые пудреницу и крест с иконографией, стиль которой берет начало еще в XV веке, хотя крест сделан позже, в период основания Цареборисовской крепости.

Такого ещё не было

«Изюминкой» археологического сезона и главным открытием этого года по праву можно считать подземный христианский скит, обнаруженный возле села Ковяги Валковского района. Впрочем, местным жителям о старинных пещерах было известно и раньше (о чём свидетельствуют оставленные в них надписи типа «здесь был Вася»), а вот археологи узнали о них недавно. Когда начали исследовать — только ахнули, потому что ничего подобного в наших краях видеть до сих пор не приходилось.

   Ирина Голубева убеждена, что находка уникальна: аналогов ей нет не только на Харьковщине, но и во всей Украине. Широко известные Киево-Печерская лавра и Святогорский монастырь вырезаны в твердых породах, а обнаруженный скит сооружен в мягких суглинистых грунтах, благодаря чему строители сумели украсить его изнутри резными колоннами, нишами с изображениями Богородицы и волхвов. Кроме того, коридоры скита расписаны цветными фресками. К сожалению, большая часть помещений находится под завалами осыпавшегося грунта, и это затрудняет дальнейшие исследования.

   — По стилистике украшений этот скит можно отнести к концу XVIII — началу XIX веков, — рассказывает Ирина Голубева. — Пока трудно судить о его масштабах, так как много участков погребено под завалами. Высота коридоров в некоторых местах доходит до 180 см, а в некоторых приходилось пробираться буквально по-пластунски. Мы нашли три части основных коридоров (каждая по 8—10 метров) и несколько ответвлений, идущих от них. Причем в одном из ответвлений есть вход во второй ярус. Иными словами, в этом подземелье есть и еще более низкий «этаж». Но он находится под завалами грунта, поэтому для его обследования нужно проводить раскопки. А они, в свою очередь, должны начинаться с укрепления сводов, поскольку скит находится в аварийном состоянии и может разрушиться.

— Как это все организовать и кто должен проявлять инициативу?

— Поскольку обнаруженный памятник уникален и имеет не просто областное, а национальное значение, я обратилась к вице-губернатору по вопросам охраны культурного наследия Е. Савину и он организовал встречу с председателем облгосадминистрации М. Добкиным. Мы говорили о необходимости сохранения и дальнейшего изучения этого скита, о том, что он может стать интересным экскурсионным объектом в Харьковской области. Губернатор пообещал сформировать инициативную группу от облгосадминистрации и курировать этот проект. http://m.timeua.info/061213/82819.html

Татьяна Буряковская. 

Категория: Анамалистика | Просмотров: 2001 | Добавил: Вольк@ | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar