19:43
Харьковские подземелья или записки бывалого.

  Памяти  известного в узких кругах исследователя, в том числе и харьковских подземелий Дорофеева Радомира Валентиновича.
  Мне посчастливилось ознакомиться с материалами научно-практической конференции подземников. Скажу одно: ни до революции, ни после, а тем более в наши окаянные времена ничего подобного не было. Это не просто отчет о работе, а развернутая оценка подземелий на прекрасном научно-техническом уровне.
  В 50-60-е года мне довелось видеть в районном штабе гражданской обороны часть карты, видимо отрезанной от большого листа со схемой подземных ходов по Октябрьскому району. Потом все вероятно сдали в городской штаб, но теперь, когда пытаются восстановить райштабы. если найдете контакт, было бы не плохо. Помню лишь ход к железной дороге левее моста с ответвлениями примерно под площадью красного милиционера. Если учесть провал во дворе по ул. Оружейной,5 (бывший институт Бокариуса), можно ожидать, что отвод должен быть под ул. Славянской.
  Ход в Ленинском районе из бомбоубежища, строившегося в начале войны (по словам старших ребят с нашего двора) на Лопанском, 1 вел вдоль ул. Карла Маркса.
  Второе место, наиболее перспективное - гостиница Первомайская. Вход был со стороны двора где-то в средней части здания. Гостиница теперь принадлежит какому-то армянину. Когда в прошлом году меня оттуда поперли выходцы из Кавказа. Двор запирается и превращён в стоянку. Уверен, что там «мостик», соединяющий ход под ул. Конторской и параллельную ветку под ул. Карла Маркса, но это не гарантирую. Чтобы залезть туда необходим документ инженера по подземным коммуникациям, либо, на худой конец - санкома по борьбе с крысами или что-то в этом роде.
  Хода в Масютовой горе около Писаревки, если заинтересует, мне кажется малоинтересны. Их взрывали до войны из-за детдома, а по словам Володи Андрющенко - сына бывшего там после войны директора дома отдыха, то и после войны в 1944-45 гг. Выше по течению, на горе где-то был «турецкий колодец», как называл дыру Песоцкий - лесник, бывший в этой должности до войны и после войны, но по словам Андрющенко его уже нет в живых.
  Последнюю схемку, нарисованную Борисом Протопоповым с необследованными ходами около Графского. О них я раньше где-то слышал, но дать оценку не могу. Проверить твоим друзьям это не сложно. За рекой в меловой горе, в подножье с правой стороны.
  Р.5. случайно ознакомился с разгромной запиской Мачулину. Уничтожающий сарказм попортил ему немало крови. Должен сказать, что всю критику следует отнести на мой счет. Когда строили дом, где диетический магазин (Университетская 19), на глубине метров 15-18 были видны своды многочисленных ходов, ныряющих под углом друг под друга.
  Если недостаточно моих показаний, можете опросить старожилов соседних жилых ломов, либо поднять архивы строителей, наверняка живы еще многие рабочие, работавшие там либо, (что труднее) узнать, нет ли  копий планов катакомбного лабиринта уничтоженного по требованию «компетентных органов».
  Какие-то планы подземелий зам. директриса по науке передавала в присутствии депутата Белошейиого (он тогда возглавлял наш клуб науки и техники при историческом музее). По моей просьбе он дважды спрашивал её, вернули ли ей карты. В первый раз она сказала, что нет, во второй раз вообще оборвала разговор, а вскоре нас вообще попросили из помещения архивов напротив памятника «пятеро из ломбарда».
Еще раз поздравляю и радуюсь вашим успехам. Желаю всем удачи.
    Между ходами, идущими почти параллельно по ул. Конторской и вдоль ул. Карла Маркс перемычка на уровне разрушенной на ул. Конторской церкви и Благовещенской Вторая перемычка на уровне Ленинского РОВД. Левая часть хода упирается в набережную. Уложенные кирпичи, за ними завал перед желе «мой дорогой. Есть ответвления влево в сторону реки к Новосёловке. Перемычка имеет ответвление с тупиками и ходом н сторону тюрьмы с продолжением вдоль бывшей ул. тюремной (Оружейная. 90). В районе Южного вокзала и почтамта много ответвлений. Одно идет вверх, видимо на Холодную гору Вход не замурованный со двора в гостинице Первомайская. Ныне хозяин армянин. Двор стал стоянкой для машин кавказского региона.
    На Панинском переулке в д.№2 была мастерская по пишущим и счетным машинкам. По словам бывшего начальника отдела кадров Прусакова в той части здания, что к мосту у Благовешенской церкви имеется вход в подземелья. Ему говорил начальник ГО заводика в 1960-е голы.
В начале ул. Конторской до войны была средняя школа №64 около круглой плошали на месте уничтоженной в 30-е годы церкви. Среди старшеклассников ходили разговоры, что подвалы пол церковью частично сохранились, но лазили туда из дома, расположенного выше школы, якобы был коридор в сторону базара.
  В начале войны велось активное строительство бомбоубежищ. Со двора дома второго по правой стороне ул. Карла Маркса, считая от ул. Энгельса. Старшие ребята с лопатой лазили в ход направленный в три стороны. Потом их стали гонять, а судьба хода неизвестна. Искать следует в старом бомбоубежище.
При разрушении кладбища на ул. Пушкинской (со стороны «Гиганта») рабочие открыли ход квадратного сечения с кабелем: в направлении школы около Киевского РОВД со стороны Толкачевки вторая часть. Ход ценности не имеет, так как в нем линии спецсвязи 30-40-х годов.
    Напротив бывшего управления госбезопасности через дорогу дом, который коренные харьковчане почему- то называли «генеральским». В подвале вход, который сбоку со стороны ул. Артема по словам работника КГБ ход в полу квадратного сечения, широкий, направлен на площадь Руднева-Феербаха. По Феербаха в 1995 году был на проезжей части большой  провал, неоднократно засыпавшийся. Он находится на линии от ул. Иванова к дому около могилы Руднева. На территории института сельхозтехники во дворе корпус, перестроенный из церкви. Преподаватель юр. дисциплин Андрей Прасол сообщил, что там через люк есть ход. Иванова, провал и это место выстраивается примерно на одной линии.
    За домом, где сейчас суд, прокуратура, трибунал или напротив клуба была снесена церковь, а в соседних домах со стороны реки в подвалах были хода. Информация от живших там в 50-60-е годы родственников бывшей жены. По описаниям хода со сводами из бетона и кирпича. Пол - грунт, ширина чуть меньше 2-х метров.
Район Кузьминского парка.
В развалинах часовенки на территории воинского училища летчика (видимо вертолетчика) (?) по словам работника Октябрьского РОВД Шестака есть ход, под землю один в направлении на парк, другой вдоль бульвара. О каких-то остатках часовни были рассказы в 80 годы бывших курсантов, друзей сына Оли Деночко.
В Коминтерновском районе на территории заводов по словам Москалева (бывшего нач. районного отделения КГБ на Кремлевской (?) 13) есть много ходов, но все они технического назначения, постройки 1900 и 30-х годов для доступа к электрического кабелям и трубам. Исторического значения не имеют. Люки в аналогичные ходы имелись в парке Артема и около ХТЗ и ХЭМЗа на правой стороне от трамвайной линии.
    Со слов Алексея П.Г. бывшего прокурора по спец делам есть ход на Сумской от дома, где были официальные учреждения с сохранившимися в оккупации советскими эмблемами (Серп и молот?). Ход квадратного сечения на большой глубине, ведущий между парком и лесопарком в сторону Зеленстроя. Выход заложен кирпичом у яра.
Красный Оскол.
Подземный ход напротив дома для престарелых через кладку на другую сторону реки идут в один ряд частные домики. Вблизи кладок жители показали обваленный ход в сторону Цареборисова. Рядом был до 70-х годов большой камень с текстом. Камень со слов соседей увезли в музей. Ход заложен фунтом. Место интересно еще и тем, что на берегу источник сероводородной воды которой приезжали лечиться в 70-е годы. Он перекрывается краном-вентилем, который легко открыть и закрыть.
    Район «Монастырище» около Малыжино обследовали, пещер не обнаружили. Есть хороший родник в лесу, почти в ручье. Т.н. «Золотой родник» со срубом. Найдены 2 монеты 1894 и 1905 г. Выяснилось, что монастыря там не было. Это место куда высылали монахов за прелюбодейство. Очень интересна родниковая долина, которую легко превратить в озеро. Возможно так и было при панах, владевших домом где  интернат для психически неполноценных и прилегающей земле. В самом Малыжино развалины церкви, разрушенной жителями (вблизи бабдома)
    В почти всех городах Украины церкви, построенные между 1800 и 1917 гг имеют подземные хода, соединяющие их друг с другом. Эти хода нередко увязаны с планировкой старых улиц. Кирпич часто нестандартный, больше общепринятых. В местах религиозных гонений пещеры рыли и в населенных пунктах, но чаще в местах оврагов в безлюдных местах недалеко от родников. Отсутствие упоров и облицовки часто вызывают разрушения ходов. Их больше в южной части Харьковской области.
    Хода катакомбных захоронений (хазар? Половцев?) рылись не без влияния примеров греческих захоронений в Крыму, где превосходство в роскоши и культуре привлекало знать северных территорий, но при последующих приспособлениях для религиозных целей христианами, воинских и хозяйственных - прах поганых выбрасывался или уничтожался.
    Отсюда и находки бронзовых предметов в ходах после петровского периода. В указе царя Алексея «построить на городище у р.Харьков ...» не указано чье городище, но уничтожение большого количества деревянных половецких идолов при расширении военного завода на берегу Лопани в начале 50-х годов (инф. Ю.Зубарева, юр. Институт) говорит в пользу половцев, хотя уверенности, что идолы половецкие - нет.

Радомир Дорофеев. 25.08.2007 г.

Категория: Подземелья | Просмотров: 789 | Добавил: Вольк@ | Теги: история, ход, катокомбы, харьков, подземелья | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar